муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №14 г. Каменск-Шахтинский
РАССМОТРЕНО
руководитель МО русского
языка, литературы, ИЗО,
музыки
__________Шевченко Е.И.
Протокол №1
от 29.08.2024 г.
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
__________Сидорова Ж.А.
________ Татаринова
М.А. Приказ №192 од от
29.09.2024 г.
заместитель директора по УВР
от 29.08.2024 г.
директор МБОУ СОШ №14
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык» для
среднего общего образования
Срок освоения: 2 года (10-11 класс)
1. Пояснительная записка
Рабочая программа обязательного учебного предмета «Русский язык» разработана в
соответствии с требованиями п. 18.2.2. Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования, п. 19 Федеральной рабочей программы по учебному
предмету «Русский язык» (основного общего образования и Положением о рабочих
программах учебных предметов, учебных курсов, учебных курсов внеурочной деятельности,
учебных модулей МБОУ СОШ №14, а также с учетом рабочей программы воспитания.
Русский язык - государственный язык Российской Федерации, язык межнационального
общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и
язык межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех
народов Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и
духовной консолидации.
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций
государственного языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя
России, независимо от места его проживания и этнической принадлежности. Знание русского
языка и владение им в разных формах его существования и функциональных разновидностях,
понимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение
правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения
определяют успешность социализации личности и возможности ее самореализации в
различных жизненно важных для человека областях.
Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли,
обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании
сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения
и передачи информации, культурных традиций, истории русского и других народов России.
Обучение русскому языку направлено на совершенствование нравственной и
коммуникативной культуры обучающегося, развитие его интеллектуальных и творческих
способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной
деятельности, самообразования.
Содержание программы по русскому языку ориентировано также на развитие
функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты,
использовать информацию текстов разных форматов, оценивать ее, размышлять о ней, чтобы
достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной
жизни. Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к
русскому языку как государственному языку
Российской Федерации и языку межнационального общения; проявление сознательного
отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного
богатства русского и других народов России, как к средству общения и получения знаний в
разных сферах человеческой деятельности, проявление уважения к общероссийской и русской
культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации; овладение русским
языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования социальных
взаимоотношений, инструментом преобразования мира; овладение знаниями о русском языке,
его устройстве и закономерностях функционирования, о стилистических ресурсах русского
языка; практическое овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета;
обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование в собственной
речевой
практике
разнообразных
грамматических
средств;
совершенствование
орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание стремления к речевому
самосовершенствованию; совершенствование речевой деятельности, коммуникативных
умений, обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения, овладение
русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по
разным учебным предметам;
совершенствование
мыслительной
деятельности,
развитие
универсальных
интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения,
классификации, установления определенных закономерностей и правил, конкретизации в
процессе изучения русского языка; развитие функциональной грамотности в части
формирования умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных
форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и другие), осваивать стратегии и
тактики информационно-смысловой переработки текста, способы понимания текста, его
назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора, логической структуры,
роли языковых средств.
В рабочей программе учебного предмета «Русский язык» учитывается также рабочая
программа воспитания. Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания
состоит в следующем:
− устанавливать доверительные отношения между учителем и обучающимися,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя;
− побуждать обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися);
− организовывать работу обучающихся с социально значимой информацией по поводу
получаемой на уроке социально значимой информации – обсуждать, высказывать мнение;
− инициировать обучающихся к обсуждению, высказыванию своего мнения, выработке
своего отношения по поводу получаемой на уроке социально значимой информации;
− использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через
демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности;
− применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: групповая работа
или работа в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с
другими обучающимися; учебные дискуссии, викторины, настольные игры, ролевые
игры, учебные проекты, включение в урок игровых процедур, которые помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
− организовывать шефство мотивированных обучающихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающее обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и
взаимной помощи;
− инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность обучающихся в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед
аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения; − реализовывать
воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся со
словесной (знаковой) основой: самостоятельная работа с учебником, работа с научнопопулярной литературой, отбор и сравнение материала по нескольким источникам;
слушание и анализ выступлений своих товарищей;
− проектировать ситуации и события, развивающие эмоциональноценностную сферу
обучающегося;
− организовывать для обучающихся ситуаций контроля и оценки (как учебных
достижений отметками, так и моральных, нравственных, гражданских поступков);
− организовывать в рамках урока проявления активной жизненной позиции
обучающихся;
− опираться на ценностные ориентиры обучающихся с учетом воспитательных базовых
национальных ценностей;
− выказать свой интерес к увлечениям, мечтам, жизненным планам, проблемам детей/
обучающихся в контексте содержания учебного
предмета;
− опираться на жизненный опыт обучающихся;
− развивать
у
обучающихся
познавательную
активность,
самостоятельность, инициативу, творческие способности;
− создавать доверительный психологический климат в классе во время урока.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане среднего общего образования
Освоение обязательного учебного предмета «Русский язык» в МБОУ СОШ № 1 в соответствии
с учебным планом среднего общего образования осуществляется в 10-11 классах из расчета:
в 10 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 11 классе - 68 часа (2 часа в неделю). Общее число
часов изучения учебного предмета «Русский язык» - 136 часов.
2. Содержание обучения учебного предмета «Русский язык»
10 класс
Общие сведения о языке.
Язык как знаковая система. Основные функции языка.
Лингвистика как наука.
Язык и культура.
Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство
межнационального общения, национальный язык русского народа, один из мировых языков.
Формы существования русского национального языка.
Литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности,
жаргон, арго. Роль литературного языка в обществе.
Язык и речь. Культура речи.
Система языка. Культура речи.
Система языка, ее устройство, функционирование.
Культура речи как раздел лингвистики.
Языковая норма, ее основные признаки и функции.
Виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические),
лексические, словообразовательные, грамматические (морфологические и синтаксические).
Орфографические и пунктуационные правила (обзор, общее представление).
Стилистические нормы современного русского литературного языка (общее
представление).
Качества хорошей речи.
Основные виды словарей (обзор).
Толковый словарь. Словарь омонимов. Словарь иностранных слов. Словарь синонимов.
Словарь антонимов. Словарь паронимов.
Этимологический
словарь.
Диалектный
словарь.
Фразеологический
словарь.
Словообразовательный словарь. Орфографический словарь.Орфоэпический словарь. Словарь
грамматических трудностей. Комплексный словарь.
Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы.
Фонетика и орфоэпия как разделы лингвистики (повторение, обобщение).
Фонетический анализ слова.
Изобразительно-выразительные средства фонетики (повторение, обобщение).
Основные
нормы
современного
литературного
произношения:
произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных.
Произношение некоторых грамматических форм.
Особенности произношения иноязычных слов.
Нормы ударения в современном литературном русском языке.
Лексикология и фразеология. Лексические нормы.
Лексикология и фразеология как разделы лингвистики (повторение, обобщение).
Лексический анализ слова.
Изобразительно-выразительные средства лексики: эпитет, метафора, метонимия,
олицетворение, гипербола, сравнение (повторение, обобщение).
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Многозначные слова и омонимы, их употребление.
Синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.
Иноязычные слова и их употребление.
Лексическая сочетаемость.
Тавтология. Плеоназм.
Функционально-стилистическая окраска слова.
Лексика общеупотребительная, разговорная и книжная.
Особенности употребления.
Экспрессивно-стилистическая окраска слова.
Лексика нейтральная, высокая, сниженная.
Эмоционально-оценочная окраска слова (неодобрительное, ласкательное, шутливое и
другое). Особенности употребления.
Фразеология русского языка (повторение, обобщение).
Крылатые слова.
Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы.
Морфемика и словообразование как разделы лингвистики (повторение, обобщение).
Морфемный и словообразовательный анализ слова.
Словообразовательные трудности (обзор).
Особенности употребления сложносокращенных слов (аббревиатур).
Морфология. Морфологические нормы.
Морфология как раздел лингвистики (повторение, обобщение).
Морфологический анализ слова.
Особенности употребления в тексте слов разных частей речи.
Морфологические нормы современного русского литературного языка (общее
представление).
Основные нормы употребления имен существительных: форм рода, числа, падежа.
Основные нормы употребления имен прилагательных: форм степеней сравнения,
краткой формы.
Основные нормы употребления количественных, порядковых и собирательных
числительных.
Основные нормы употребления местоимений: формы 3-го лица личных местоимений,
возвратного местоимения себя.
Основные нормы употребления глаголов: некоторых личных форм (типа победить,
убедить, выздороветь), возвратных и невозвратных глаголов; образования некоторых
глагольных форм: форм прошедшего времени с суффиксом -ну-, форм повелительного
наклонения.
Орфография. Основные правила орфографии.
Орфография как раздел лингвистики (повторение, обобщение).
Принципы и разделы русской орфографии.
Правописание морфем; слитные, дефисные и раздельные написания; употребление
прописных и строчных букв; правила переноса слов; правила графического сокращения слов.
Орфографические правила.
Правописание гласных и согласных в корне.
Употребление разделительных ъ и ь.
Правописание приставок. Буквы ы - и после приставок.
Правописание суффиксов.
Правописание н и нн в словах различных частей речи.
Правописание не и ни.
Правописание окончаний имен существительных, имен прилагательных и глаголов.
Слитное, дефисное и раздельное написание слов.
Речь. Речевое общение.
Речь как деятельность.
Виды речевой деятельности (повторение, обобщение).
Речевое общение и его виды.
Основные сферы речевого общения.
Речевая ситуация и ее компоненты (адресант и адресат; мотивы и цели, предмет и тема
речи; условия общения).
Речевой этикет.
Основные функции речевого этикета (установление и поддержание контакта,
демонстрация доброжелательности и вежливости, уважительного отношения говорящего к
партнеру и другие).
Устойчивые формулы русского речевого этикета применительно к различным ситуациям
официального/неофициального общения, статусу адресанта/адресата и другим.
Публичное выступление и его особенности.
Тема, цель, основной тезис (основная мысль), план и композиция публичного
выступления.
Виды аргументации.
Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели,
особенностей адресата, ситуации общения. Текст.
Информационно-смысловая переработка текста.
Текст, его основные признаки (повторение, обобщение).
Логико-смысловые отношения между предложениями в тексте (общее представление).
Информативность текста. Виды информации в тексте. Информационносмысловая
переработка прочитанного текста, включая гипертекст, графику, инфографику и другие, и
прослушанного текста.
План. Тезисы. Конспект. Реферат. Аннотация. Отзыв. Рецензия.
11 класс
Общие сведения о языке.
Культура речи в экологическом аспекте.
Экология как наука, экология языка (общее представление).
Проблемы речевой культуры в современном обществе (стилистические изменения в
лексике, огрубление обиходно-разговорной речи, неоправданное употребление иноязычных
заимствований и другое) (обзор).
Язык и речь. Культура речи.
Синтаксис. Синтаксические нормы.
Синтаксис как раздел лингвистики (повторение, обобщение).
Синтаксический анализ словосочетания и предложения.
Изобразительно-выразительные средства синтаксиса.
Синтаксический параллелизм, парцелляция, вопросно-ответная форма изложения,
градация, инверсия, лексический повтор, анафора, эпифора, антитеза; риторический вопрос,
риторическое восклицание, риторическое обращение; многосоюзие, бессоюзие.
Синтаксические нормы. Порядок слов в предложении.
Основные нормы согласования сказуемого с подлежащим, в состав которого входят
слова множество, ряд, большинство, меньшинство; с подлежащим, выраженным
количественно-именным сочетанием (двадцать лет, пять человек); имеющим в своем составе
числительные, оканчивающиеся на один; имеющим в своем составе числительные два, три,
четыре или числительное, оканчивающееся на два, три, четыре.
Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим при себе приложение (типа диванкровать, озеро Байкал).
Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным аббревиатурой, заимствованным
несклоняемым существительным.
Основные нормы управления: правильный выбор падежной или предложно-падежной
формы управляемого слова.
Основные нормы употребления однородных членов предложения.
Основные нормы употребления причастных и деепричастных оборотов.
Основные нормы построения сложных предложений.
Пунктуация. Основные правила пунктуации.
Пунктуация как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Пунктуационный анализ
предложения.
Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: знаки
препинания в конце предложений; знаки препинания внутри простого предложения; знаки
препинания между частями сложного предложения; знаки препинания при передаче чужой
речи. Сочетание знаков препинания.
Знаки препинания и их функции.
Знаки препинания между подлежащим и сказуемым.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Знаки препинания при обособлении.
Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями, обращениями,
междометиями.
Знаки препинания в сложном предложении.
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.
Знаки препинания при передаче чужой речи.
Функциональная стилистика. Культура речи.
Функциональная стилистика как раздел лингвистики. Стилистическая норма
(повторение, обобщение).
Разговорная речь, сферы ее использования, назначение.
Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность,
неподготовленность, преимущественно диалогическая форма.
Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические
особенности разговорной речи.
Основные жанры разговорной речи: устный рассказ, беседа, спор и другие (обзор).
Научный стиль, сферы его использования, назначение.
Основные признаки научного стиля: отвлеченность, логичность, точность,
объективность. Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля.
Основные подстили научного стиля. Основные жанры научного стиля:
монография, диссертация, научная статья, реферат, словарь, справочник, учебник и учебное
пособие, лекция, доклад и другие (обзор).
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение.
Основные
признаки
официально-делового
стиля: точность,
стандартизированность, стереотипность.
Лексические, морфологические, синтаксические особенности официально-делового
стиля.
Основные жанры официально-делового стиля: закон, устав, приказ; расписка, заявление,
доверенность; автобиография, характеристика, резюме и другие (обзор).
Публицистический стиль, сферы его использования, назначение.
Основные признаки публицистического стиля: экспрессивность, призывность,
оценочность.
Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля.
Основные жанры публицистического стиля: заметка, статья, репортаж, очерк, эссе,
интервью (обзор).
Язык художественной
литературы и
его
отличие
от
других
функциональных разновидностей языка (повторение, обобщение).
Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование
изобразительно-выразительных средств, языковых средств других функциональных
разновидностей языка.
3. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»
Личностные результаты освоения программы по русскому языку на уровне среднего
общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют
процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней
позиции личности, патриотизма, гражданственности; уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и людям
старшего поколения; взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и
традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде. В результате изучения русского языка на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества; осознание своих конституционных прав и
обязанностей, уважение
закона и правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в
текстах литературных произведений, написанных на русском языке; готовность противостоять
идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам; готовность вести совместную деятельность
в интересах гражданского
общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации; умение
взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с
их функциями и назначением; готовность к гуманитарной и волонтерской
деятельности; 2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное
отношение к государственным символам, историческому и природному наследию,
памятникам, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, традициям народов России;
достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; идейная убежденность,
готовность к служению Отечеству и его защите,
ответственность за его судьбу;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа; сформированность нравственного
сознания, норм этичного поведения; способность оценивать ситуацию и принимать
осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; осознание личного вклада в
построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям, созданию
семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с
традициями народов России; 4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда, общественных отношений; способность
воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов,
ощущать эмоциональное воздействие искусства; убежденность в значимости для личности и
общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и
народного, в том числе словесного, творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества
творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по русскому языку;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к
своему здоровью; потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью; активное неприятие вредных привычек и иных форм
причинения вреда
физическому и психическому здоровью; 6) трудового воспитания: готовность к труду,
осознание ценности мастерства, трудолюбие; готовность к активной деятельности
технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения русского
языка; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к
деятельности филологов, журналистов, писателей; умение совершать осознанный выбор
будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; готовность и
способность к образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем; планирование и осуществление действий в
окружающей среде на основе
знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические
последствия
предпринимаемых действий и предотвращать их; расширение опыта деятельности
экологической направленности; 8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего
осознанию своего места в поликультурном мире; совершенствование языковой и читательской
культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебноисследовательскую и проектную деятельность, в том числе по русскому языку, индивидуально
и в группе.
В результате изучения русского языка на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие метапредметные результаты:
познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как
часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц,
языковых явлений и процессов; устанавливать существенный признак классификации
языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого
анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку; выявлять
закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях,
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефицит
информации текста, необходимой для решения
поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении
языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами
текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный
вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия
как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в
языковом образовании; формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между
реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и
данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; составлять алгоритм действий и
использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность
информацию, полученную
в ходе лингвистического исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать
обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть
инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать
возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и
контекстах.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть
познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации
с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать,
анализировать,
интерпретировать, обобщать
и
систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах; использовать
различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и
применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с
целью решения учебных
задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации
информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей; находить
сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно
выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица,
схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки; оценивать
надежность информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и
систематизировать информацию.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных
универсальных учебных действий:
воспринимать
и
формулировать
суждения,
выражать
эмоции
в
соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах
и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах; распознавать
невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков; знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное
отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога
(дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи,
нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять
свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты проведенного
языкового анализа,
выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно
выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в
соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративного материала.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных
универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях; ориентироваться в
различных подходах к принятию решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой); самостоятельно
составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной
задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений; самостоятельно составлять план действий, вносить
необходимые
коррективы в ходе его реализации; проводить выбор и брать
ответственность за решение.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального
интеллекта как части регулятивных универсальных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого),
самомотивации и рефлексии; давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее
изменения; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать
причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному
речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения;
оценивать соответствие результата цели и условиям общения; развивать способность
управлять собственными эмоциями и эмоциями
других; выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого
человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных
эмоций; осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать свое и чужое
право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость; осознавать
невозможность контролировать все вокруг.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной
задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы; обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы,
определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие); выполнять свою
часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать
свои действия с действиями других членов команды; оценивать качество своего вклада в
общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками
взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
представлению отчета перед группой.
Предметные результаты по отдельным темам программы по русскому языку.
10 класс
Общие сведения о языке.
Иметь представление о языке как знаковой системе, об основных функциях языка; о
лингвистике как науке.
Опознавать лексику с национально-культурным компонентом значения; лексику,
отражающую традиционные российские духовно-нравственные ценности в художественных
текстах и публицистике; объяснять значения данных лексических единиц с помощью
лингвистических словарей (толковых, этимологических и других); комментировать
фразеологизмы с точки зрения отражения в них истории и культуры народа (в рамках
изученного).
Понимать и уметь комментировать функции русского языка как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения народов России, одного из
мировых языков (с использованием статьи 68 Конституции Российской Федерации,
Федерального закона от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ "О государственном языке Российской
Федерации", Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. N 1807-1 "О языках народов
Российской Федерации").
Различать формы существования русского языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго), знать и характеризовать
признаки литературного языка и его роль в обществе; использовать эти знания в речевой
практике.
Язык и речь. Культура речи.
Иметь представление о русском языке как системе, знать основные единицы и уровни
языковой системы, анализировать языковые единицы разных уровней языковой системы.
Иметь представление о культуре речи как разделе лингвистики.
Комментировать нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи,
приводить соответствующие примеры.
Анализировать речевые высказывания с точки зрения коммуникативной
целесообразности, уместности, точности, ясности, выразительности, соответствия нормам
современного русского литературного языка.
Иметь представление о языковой норме, ее видах.
Использовать словари русского языка в учебной деятельности.
Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы.
Выполнять фонетический анализ слова.
Определять изобразительно-выразительные средства фонетики в тексте.
Анализировать и характеризовать особенности произношения безударных гласных
звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных, некоторых грамматических форм,
иноязычных слов.
Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе собственные) с
точки зрения соблюдения орфоэпических и акцентологических норм современного русского
литературного языка.
Соблюдать основные произносительные и акцентологические нормы современного
русского литературного языка.
Использовать орфоэпический словарь.
Лексикология и фразеология. Лексические нормы.
Выполнять лексический анализ слова.
Определять изобразительно-выразительные средства лексики.
Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки
зрения соблюдения лексических норм современного русского литературного языка.
Соблюдать лексические нормы.
Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения уместности использования
стилистически окрашенной и эмоционально-экспрессивной лексики.
Использовать толковый словарь, словари синонимов, антонимов, паронимов; словарь
иностранных слов, фразеологический словарь, этимологический словарь.
Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы.
Выполнять морфемный и словообразовательный анализ слова.
Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе собственные) с
точки зрения особенностей употребления сложносокращенных слов (аббревиатур).
Использовать словообразовательный словарь.
Морфология. Морфологические нормы.
Выполнять морфологический анализ слова.
Определять особенности употребления в тексте слов разных частей речи.
Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки
зрения соблюдения морфологических норм современного русского литературного языка.
Соблюдать морфологические нормы.
Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения трудных случаев
употребления имен существительных, имен прилагательных, имен числительных,
местоимений, глаголов, причастий, деепричастий, наречий (в рамках изученного).
Использовать словарь грамматических трудностей, справочники.
Орфография. Основные правила орфографии.
Иметь представление о принципах и разделах русской орфографии.
Выполнять орфографический анализ слова.
Анализировать и характеризовать текст (в том числе собственный) с точки зрения
соблюдения орфографических правил современного русского литературного языка (в рамках
изученного).
Соблюдать правила орфографии.
Использовать орфографический словарь.
Речь. Речевое общение.
Создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и
жанров; употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией (объем устных
монологических высказываний - не менее 100 слов; объем диалогического высказывания - не
менее 7 - 8 реплик).
Выступать перед аудиторией с докладом; представлять реферат, исследовательский
проект на лингвистическую и другие темы; использовать образовательные информационнокоммуникационные инструменты и ресурсы для решения учебных задач.
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров
научного, публицистического, официально-делового стилей (объем сочинения - не менее 150
слов).
Использовать различные виды аудирования и чтения в соответствии с коммуникативной
задачей, приемы информационно-смысловой переработки прочитанных текстов, включая
гипертекст, графику, инфографику и другие, и прослушанных текстов (объем текста для
чтения - 450 - 500 слов; объем прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250
до 300 слов).
Знать основные нормы речевого этикета применительно к различным ситуациям
официального/неофициального общения, статусу адресанта/адресата и другим; использовать
правила русского речевого этикета в социально-культурной, учебно-научной, официальноделовой сферах общения, повседневном общении, интернет-коммуникации.
Употреблять языковые средства с учетом речевой ситуации.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного
языка.
Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления.
Текст. Информационно-смысловая переработка текста.
Применять знания о тексте, его основных признаках, структуре и видах представленной
в нем информации в речевой практике.
Понимать,
анализировать
и
комментировать
основную
и
дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых
зрительно и (или) на слух.
Выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте.
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров
научного, публицистического, официально-делового стилей (объем сочинения - не менее 150
слов).
Использовать различные виды аудирования и чтения в соответствии с коммуникативной
задачей, приемы информационно-смысловой переработки прочитанных текстов, включая
гипертекст, графику, инфографику и другие, и прослушанных текстов (объем текста для
чтения - 450 - 500 слов; объем прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250
до 300 слов).
Создавать вторичные тексты (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация, отзыв,
рецензия и другие).
Корректировать текст: устранять логические, фактические, этические, грамматические и
речевые ошибки.
11 класс
Общие сведения о языке.
Иметь представление об экологии языка, о проблемах речевой культуры в современном
обществе.
Понимать, оценивать и комментировать уместность (неуместность) употребления
разговорной и просторечной лексики, жаргонизмов; оправданность (неоправданность)
употребления иноязычных заимствований; нарушения речевого этикета, этических норм в
речевом общении и других.
Язык и речь. Культура речи. Синтаксис. Синтаксические нормы.
Выполнять синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного предложения.
Определять изобразительно-выразительные средства синтаксиса русского языка (в
рамках изученного).
Анализировать, характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения основных
норм согласования сказуемого с подлежащим, употребления падежной и предложнопадежной формы управляемого слова в словосочетании, употребления однородных членов
предложения, причастного и деепричастного оборотов (в рамках изученного).
Соблюдать синтаксические нормы.
Использовать словари грамматических трудностей, справочники.
Пунктуация. Основные правила пунктуации.
Иметь представление о принципах и разделах русской пунктуации.
Выполнять пунктуационный анализ предложения.
Анализировать и характеризовать текст с точки зрения соблюдения пунктуационных
правил современного русского литературного языка (в рамках изученного).
Соблюдать правила пунктуации.
Использовать справочники по пунктуации.
Функциональная стилистика. Культура речи.
Иметь представление о функциональной стилистике как разделе лингвистики.
Иметь представление об основных признаках разговорной речи, функциональных стилей
(научного, публицистического, официальноделового), языка художественной литературы.
Распознавать, анализировать и комментировать тексты различных функциональных
разновидностей языка (разговорная речь, научный, публицистический и официально-деловой
стили, язык художественной литературы).
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров
научного, публицистического, официально-делового стилей (объем сочинения - не менее 150
слов).
Применять знания о функциональных разновидностях языка в речевой практике.
Тематическое планирование
10 КЛАСС
№
п/
п
Наименование
разделов
и
программы
тем
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Количество часов
Всег
о
Раздел 1. Общие сведения о языке
Язык как знаковая
1.1
система. Основные
1
функции
языка.
Контрольн
ые работы
Практичес
кие работы
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
bacc
Лингвистика
наука
1.2
1.3
1.4
как
Язык и культура
Русский язык —
государственный
язык
Российской
Федерации, средство
межнационального
общения,
национальный язык
русского
народа,
один из мировых
языков
Формы
существования
русского
национального языка
Итого по разделу
1
1
2
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
bacc
https://m.edsoo.ru/7f41
bacc
https://m.edsoo.ru/7f41
bacc
5
Раздел 2. Язык и речь. Культура речи. Система языка. Культура речи
Система языка, её
Библиотека
ЦОК
2.1
устройство,
1
https://m.edsoo.ru/7f41
bacc
функционирование
Библиотека
ЦОК
Культура речи как
2.2
1
https://m.edsoo.ru/7f41
раздел лингвистики
bacc
2.3
Языковая норма, её
основные признаки и
функции.
Виды
языковых норм
2.4
Качества
речи
2.5
Основные
виды
словарей (обзор)
Итого по разделу
хорошей
1
1
1
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
bacc
https://m.edsoo.ru/7f41
bacc
https://m.edsoo.ru/7f41
bacc
5
Раздел 3. Язык и речь. Культура речи. Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы
Фонетика и орфоэпия
Библиотека
ЦОК
3.1
как
разделы
1
https://m.edsoo.ru/7f41
bacc
лингвистики.(повтор
3.2
ение,
обобщение).
Изобразительновыразительные
средства
фонетики
(повторение,
обобщение).
Орфоэпические
(произносительные и
акцентологические)
нормы
Итого по разделу
2
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
bacc
3
Раздел 4. Язык и речь. Культура речи. Лексикология и фразеология. Лексические
нормы
Лексикология
и
фразеология
как
разделы лингвистики
(повторение,
Библиотека
ЦОК
обобщение).
4.1
2
https://m.edsoo.ru/7f41
Изобразительноbacc
выразительные
средства
лексики
(повторение,
обобщение)
Основные
лексические нормы
Библиотека
ЦОК
4.2
3
современного
https://m.edsoo.ru/7f41
bacc
русского
литературного языка
ФункциональноБиблиотека
ЦОК
4.3
стилистическая
1
https://m.edsoo.ru/7f41
bacc
окраска слова
ЭкспрессивноБиблиотека
ЦОК
4.4
стилистическая
1
https://m.edsoo.ru/7f41
bacc
окраска слова
Фразеология
русского
языка
Библиотека
ЦОК
(повторение,
4.5
1
https://m.edsoo.ru/7f41
bacc
обобщение).
Крылатые слова
Итого по разделу
8
Раздел 5. Язык и речь. Культура речи. Морфемика и словообразование.
Словообразовательные нормы
5.1
Морфемика
и
словообразование как
разделы лингвистики
(повторение,
обобщение)
5.2
Словообразовательн
ые нормы
Итого по разделу
2
1
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
bacc
https://m.edsoo.ru/7f41
bacc
3
Раздел 6. Язык и речь. Культура речи. Морфология. Морфологические нормы
Морфология
как
Библиотека
ЦОК
раздел лингвистики
6.1
2
https://m.edsoo.ru/7f41
(повторение,
bacc
обобщение)
Морфологические
нормы современного
Библиотека
ЦОК
русского
6.2
4
https://m.edsoo.ru/7f41
литературного языка
bacc
(общее
представление)
Итого по разделу
6
Раздел 7. Язык и речь. Культура речи. Орфография. Основные правила орфографии
Орфография
как
Библиотека
ЦОК
раздел лингвистики
7.1
1
https://m.edsoo.ru/7f41
(повторение,
bacc
обобщение)
Правописание
Библиотека
ЦОК
7.2
гласных и согласных
2
https://m.edsoo.ru/7f41
bacc
в корне
Употребление
разделительных ъ и ь.
Библиотека
ЦОК
7.3
Правописание
2
https://m.edsoo.ru/7f41
bacc
приставок. Буквы ы
— и после приставок
Библиотека
ЦОК
Правописание
7.4
2
https://m.edsoo.ru/7f41
суффиксов
bacc
7.5
Правописание н и нн
в словах различных
частей речи
2
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
bacc
7.6
7.7
7.8
Правописание не и ни
Правописание
окончаний
имён
существительных,
имён прилагательных
и глаголов
Слитное, дефисное и
раздельное
написание слов
Итого по разделу
1
2
2
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
bacc
https://m.edsoo.ru/7f41
bacc
https://m.edsoo.ru/7f41
bacc
14
Раздел 8. Речь. Речевое общение
Речь
как
деятельность. Виды
8.1
речевой деятельности
1
(повторение,
обобщение)
8.2
Речевое общение и
его виды. Основные
сферы
речевого
общения.
Речевая
ситуация
и
её
компоненты
1
8.3
Речевой этикет
1
8.4
Публичное
выступление
Итого по разделу
Библиотека
2
https://m.edsoo.ru/7f41
bacc
https://m.edsoo.ru/7f41
bacc
https://m.edsoo.ru/7f41
bacc
https://m.edsoo.ru/7f41
bacc
5
Раздел 9. Текст. Информационно-смысловая переработка текста
Текст, его основные
признаки
9.1
1
(повторение,
обобщение)
Логико-смысловые
отношения
между
9.2
предложениями
в
2
тексте
(общее
представление)
https://m.edsoo.ru/7f41
bacc
https://m.edsoo.ru/7f41
bacc
9.3
9.4
Информативность
текста.
Виды
информации в тексте
Информационносмысловая
переработка текста.
План.
Тезисы.Конспект.
Реферат. Аннотация.
Отзыв. Рецензия
2
8
Повторение
6
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
bacc
3
Итого по разделу
Библиотека
https://m.edsoo.ru/7f41
bacc
https://m.edsoo.ru/7f41
bacc
Итоговый контроль
5
5
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
5
https://m.edsoo.ru/7f41
bacc
0
11 КЛАСС
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
Всего
Раздел 1. Общие сведения о языке
Культура речи в
1.1
экологическом
2
аспекте
Итого по разделу
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
2
Раздел 2. Язык и речь. Культура речи. Синтаксис. Синтаксические нормы
Синтаксис
как
раздел
Библиотека
ЦОК
2.1
лингвистики
2
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
(повторение,
обобщение)
Изобразительновыразительные
Библиотека
ЦОК
2.2
2
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
средства
синтаксиса
Синтаксические
Библиотека
ЦОК
2.3
2
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
нормы. Основные
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
нормы
согласования
сказуемого
с
подлежащим
Основные нормы
управления
Основные нормы
употребления
однородных
членов
предложения
Основные нормы
употребления
причастных
и
деепричастных
оборотов
Основные нормы
построения
сложных
предложений
Обобщение
и
систематизация по
теме «Синтаксис.
Синтаксические
нормы»
Итого по разделу
2
2
3
3
1
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
17
Раздел 3. Язык и речь. Культура речи. Пунктуация. Основные правила пунктуации
Пунктуация
как
раздел
Библиотека
ЦОК
3.1
лингвистики
1
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
(повторение,
обобщение)
Знаки препинания
между
Библиотека
ЦОК
3.2
1
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
подлежащим
и
сказуемым
Знаки препинания
в предложениях с
Библиотека
ЦОК
3.3
2
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
однородными
членами
Знаки препинания
Библиотека
ЦОК
3.4
3
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
при обособлении
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
Знаки препинания
в предложениях с
вводными
конструкциями,
обращениями,
междометиями
Знаки препинания
в
сложном
предложении
Знаки препинания
в
сложном
предложении
с
разными
видами
связи
Знаки препинания
при
передаче
чужой речи
Повторение
и
обобщение
по
темам
раздела
"Пунктуация.
Основные правила
пунктуации"
Итого по разделу
2
3
2
2
1
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
17
Раздел 4. Функциональная стилистика. Культура речи
Функциональная
стилистика
как
4.1
1
раздел
лингвистики
4.2
Разговорная речь
2
4.3
Основные жанры
разговорной речи:
устный
рассказ,
беседа,
спор
(обзор)
2
4.4
Научный стиль
3
4.5
Основные
научного
(обзор)
2
жанры
стиля
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
4.6
4.7
4.8
4.9
Официальноделовой
стиль.
Основные жанры
официальноделового
стиля
(обзор)
Публицистический
стиль
Основные жанры
публицистического
стиля (обзор)
Язык
художественной
литературы
2
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
2
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
3
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
4
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
Итого по разделу
21
Повторение
6
Итоговый контроль
5
5
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
ПО
ПРОГРАММЕ
68
5
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
https://m.edsoo.ru/7f41c7e2
0
Поурочное планирование
10 КЛАСС
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
Количество часов
Тема урока
Повторение
и
обобщение
изученного в 5-9
классах
Повторение
в
начале
года.
Практикум
Язык как знаковая
система. Основные
функции
языка.
Лингвистика как
наука
Взаимосвязь языка
и культуры
Русский язык –
государственный
язык Российской
Федерации.
Внутренние
и
внешние функции
русского языка
Формы
существования
русского
национального
языка
Формы
существования
русского
национального
языка. Практикум
Язык как система.
Единицы и уровни
языка, их связи и
отношения
Всег
о
Контрольн
ые работы
Практичес
кие работы
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
1
1
1
1
1
1
1
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa
d004
27
9
10
11
12
13
14
15
16
Культура речи как
раздел
лингвистики
Языковая норма, её
основные
признаки
и
функции.
Виды
языковых норм
Качества хорошей
речи:
коммуникативная
целесообразность,
уместность,
точность, ясность,
выразительность
речи
Основные
словарей
виды
Фонетика
и
орфоэпия
как
разделы
лингвистики.
Изобразительновыразительные
средства фонетики
(повторение,
обобщение)
Орфоэпические
(произносительны
е
и
акцентологические
) нормы
Орфоэпические
(произносительны
е
и
акцентологические
)
нормы.
Практикум
Лексикология
и
фразеология как
разделы
лингвистики.
Изобразительно-
1
1
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa
cd7a
https://m.edsoo.ru/fbaa
cef6
1
1
1
1
https://m.edsoo.ru/fbaa
e0ee
https://m.edsoo.ru/fbaa
d112
https://m.edsoo.ru/fbaa
d220
1
1
https://m.edsoo.ru/fbaa
d464
28
17
18
19
20
21
22
выразительные
средства лексики
Основные
лексические
нормы
современного
русского
литературного
языка
Основные
лексические
нормы
современного
русского
литературного
языка. Практикум
Речевая
избыточность как
нарушение
лексической
нормы
(тавтология,
плеоназм)
Речевая
избыточность как
нарушение
лексической
нормы
(тавтология,
плеоназм).
Практикум
Функциональностилистическая
окраска
слова.
Лексика
общеупотребитель
ная, разговорная и
книжная;
особенности
использования
Нейтральная,
высокая,
сниженная
лексика.
Эмоционально-
1
1
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa
d6a8
https://m.edsoo.ru/fbaa
d57c
1
1
1
1
29
23
24
25
26
27
28
29
оценочная окраска
слова. Уместность
использования
эмоциональнооценочной лексики
Особенности
употребления
фразеологизмов и
крылатых слов
Итоговый
контроль
«Лексикология и
фразеология.
Лексические
нормы».
Обучающее
сочинениерассуждение
Морфемика
и
словообразование
как
разделы
лингвистики.
Основные понятия
морфемики
и
словообразования
(повторение,
обобщение)
Морфемный
и
словообразователь
ный анализ слова.
Практикум
Словообразователь
ные
трудности
(обзор)
Морфология как
раздел
лингвистики
(повторение,
обощение)
Морфология как
раздел
лингвистики.
Практикум
1
1
1
1
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa
d34c
1
1
1
https://m.edsoo.ru/fbaa
d856
1
30
30
31
32
33
34
35
Морфологические
нормы
современного
русского
литературного
языка. Основные
нормы
употребления
имён
существительных,
имён
прилагательных,
имён
числительных
Основные нормы
употребления
имён
существительных,
имён
прилагательных,
имён
числительных.
Практикум
Основные нормы
употребления
местоимений,
глаголов
Основные нормы
употребления
местоимений,
глаголов.
Практикум
Итоговый
контроль
«Морфология.
Морфологические
нормы».
Изложение
с
творческим
заданием
Орфография как
раздел
лингвистики
(повторение,
обобщение)
Библиотека
1
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa
d96e
1
1
1
1
1
1
31
36
37
38
39
40
41
42
43
44
Правописание
гласных
и
согласных в корне
Правописание
гласных
и
согласных в корне.
Практикум
Правила
правописания слов
с разделительных ъ
и ь. Правописание
приставок. Буквы
ы – и после
приставок
Употребление
разделительных ъ
и ь. Правописание
приставок. Буквы
ы – и после
приставок.
Практикум
Правописание
суффиксов
Правописание
суффиксов.
Практикум
Правописание н и
нн
в
именах
существительных,
в
именах
прилагательных,
глаголах,
причастиях,
наречиях
Правописание н и
нн
в
словах
различных частей
речи. Практикум
Правописание слов
с не и ни (в
отрицательных и
неопределенных
местоимениях,
наречиях
при
1
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa
e35a
1
1
1
1
https://m.edsoo.ru/fbaa
e53a
1
1
https://m.edsoo.ru/fbaa
e65c
1
1
https://m.edsoo.ru/fbaa
e88c
32
45
46
47
48
49
50
51
двойном
отрицании,
в
восклицательных
предложениях
с
придаточными
уступительными)
Правописание
окончаний имён
существительных,
имён
прилагательных и
глаголов
Правила
правописания
безударных
окончаний имён
существительных,
имён
прилагательных и
глаголов.
Практикум
Слитное, дефисное
и
раздельное
написание слов
Слитное, дефисное
и
раздельное
написание
слов.
Практикум
Контрольная
работа по теме
«Орфография.
Основные правила
орфографии»
Речь
как
деятельность.
Виды
речевой
деятельности
(повторение,
обобщение)
Речевое общение и
его
виды.
Основные сферы
речевого общения.
Речевая ситуация и
её компоненты
1
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa
e76a
1
1
https://m.edsoo.ru/fbaa
eaee
1
1
1
1
1
https://m.edsoo.ru/fbaa
c730
https://m.edsoo.ru/fbaa
c834
33
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
Речевой
этикет.
Основные
функции
Публичное
выступление и его
особенности
Публичное
выступление.
Практикум
Текст,
его
основные
признаки.
Практикум
Логико-смысловые
отношения между
предложениями в
тексте
(общее
представление)
Логико-смысловые
отношения между
предложениями в
тексте. Практикум
Информативность
текста.
Виды
информации
в
тексте
Информативность
текста.
Виды
информации
в
тексте. Практикум
Информационносмысловая
переработка
текста.
План.
Тезисы. Конспект
Информационносмысловая
переработка
текста.
Отзыв.
Рецензия
Информационносмысловая
переработка
1
1
1
1
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa
ca5a
1
1
1
1
1
https://m.edsoo.ru/fbaa
cb72
1
1
34
текста.
Реферат.
Аннотация
Итоговый
контроль «Текст.
Информационносмысловая
переработка
63
текста».
Сочинение
/
Всероссийская
проверочная
работа
Контрольная
итоговая работа /
64
Всероссийская
проверочная
работа
Повторение
и
обобщение
65
изученного в 10
классе. Культура
речи
Повторение
и
обобщение
66
изученного в 10
классе.
Орфография
Повторение
и
обобщение
67
изученного в 10
классе.
Пунктуация
Повторение
и
обобщение
68
изученного в 10
классе. Текст
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
ПО
ПРОГРАММЕ
1
1
1
1
1
1
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa
ee5e
1
https://m.edsoo.ru/fbaa
f034
1
68
5
0
35
11 КЛАСС
№
п/
п
1
2
3
4
5
Тема урока
Повторение и
обобщение
изученного в
10 классе
Повторение и
обобщение
изученного в
10
классе.
Практикум
Культура речи
в
экологическом
аспекте.
Культура речи
как
часть
здоровой
окружающей
языковой
среды
Культура речи
в
экологическом
аспекте.
Проблемы
речевой
культуры
в
современном
обществе
(общее
представление)
Итоговый
контроль
«Общие
сведения
об
языке».
Сочинение
(обучающее)
Количество часов
Контроль
Все
ные
го
работы
Практиче
ские
работы
Дата
изуче
ния
Электронные
цифровые
образовательны
е ресурсы
1
1
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
baaf8a4
1
1
1
36
6
7
8
9
10
11
12
13
Синтаксис как
раздел
лингвистики
(повторение,
обобщение)
Синтаксис как
раздел
лингвистики.
Практикум
Изобразительн
овыразительные
средства
синтаксиса
Изобразительн
овыразительные
средства
синтаксиса.
Практикум
Синтаксически
е
нормы.
Порядок слов в
предложении
Основные
нормы
согласования
сказуемого
с
подлежащим
Основные
нормы
управления:
правильный
выбор
падежной или
предложнопадежной
формы
управляемого
слова.
Употребление
производных
предлогов
Основные
нормы
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
baadc98
1
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
baaddb0
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
baafd18
1
37
14
15
16
17
18
19
управления.
Практикум
Основные
нормы
употребления
однородных
членов
предложения
Предложения с
однородными
членами,
соединенными
двойными
союзами.
Практикум
Основные
нормы
употребления
причастных
оборотов
Основные
нормы
употребления
деепричастных
оборотов
Основные
нормы
употребления
причастных и
деепричастных
оборотов.
Практикум
Основные
нормы
построения
сложных
предложений:
сложноподчин
енного
предложения с
придаточным
определительн
ым;
с
придаточным
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
bab04e8
1
1
1
1
1
38
20
21
22
23
24
25
26
изъяснительны
м
Основные
нормы
построения
сложного
предложения с
разными
видами связи
Основные
нормы
построения
сложных
предложений.
Практикум
Обобщение и
систематизаци
я
по
теме
«Синтаксис.
Синтаксически
е нормы»
Контрольная
работа по теме
«Синтаксис и
синтаксически
е нормы»
Пунктуация
как
раздел
лингвистики
(повторение,
обобщение)
Правила
постановки
тире
между
подлежащим и
сказуемым,
выраженными
разными
частями речи
Знаки
препинания в
предложениях
с однородными
членами
1
1
1
1
1
1
1
1
39
27
28
29
30
31
Знаки
препинания в
предложениях
с однородными
членами.
Практикум
Правила
постановки
знаков
препинания в
предложениях
с
обособленным
и
определениями
,
приложениями
Правила
постановки
знаков
препинания в
предложениях
с
обособленным
и
дополнениями,
обстоятельства
ми,
уточняющими
членами
Знаки
препинания
при
обособлении.
Практикум
Правила
постановки
знаков
препинания в
предложениях
с
вводными
конструкциями
, обращениями,
междометиями
1
1
1
1
1
40
32
33
34
35
36
37
Знаки
препинания в
предложениях
с
вводными
конструкциями
, обращениями,
междометиями.
Практикум
Правила
постановки
знаков
препинания в
сложносочинён
ном
предложении
Правила
постановки
знаков
препинания в
сложноподчин
ённом
предложении
Правила
постановки
знаков
препинания в
бессоюзном
сложном
предложении
Правила
постановки
знаков
препинания в
сложном
предложении с
разными
видами связи
Знаки
препинания в
сложном
предложении с
разными
видами связи.
Практикум
1
1
1
1
1
1
41
38
39
40
41
42
Правила
пунктуационно
го оформления
предложений с
прямой речью,
косвенной
речью,
диалогом,
цитатой
Повторение
правил
пунктуационно
го оформления
предложений
при передаче
чужой
речи.
Практикум
Повторение и
обобщение по
темам раздела
«Пунктуация.
Основные
правила
пунктуации»
Итоговый
контроль
«Пунктуация.
Основные
правила
пунктуации».
Сочинение
Функциональн
ая стилистика
как
раздел
лингвистики
(повторение,
обобщение)
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
baaf3ea
1
1
1
1
43
Разговорная
речь
1
44
Разговорная
речь.
Практикум
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
bab1d48
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
bab202c
42
45
46
47
48
49
50
51
52
53
Основные
жанры
разговорной
речи: устный
рассказ, беседа,
спор (обзор)
Основные
жанры
разговорной
речи: устный
рассказ, беседа,
спор.
Практикум
Научный стиль,
сфера
его
использования,
назначение
Основные
подстили
научного стиля
Основные
подстили
научного
стиля.
Практикум
Основные
жанры
научного стиля
(обзор)
Основные
жанры
научного
стиля.
Практикум
Официальноделовой стиль,
сфера
его
использования,
назначение
Основные
жанры
официальноделового стиля
(обзор).
Практикум
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
bab21da
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
bab25c2
1
1
1
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
bab2982
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
bab2af4
43
54
55
56
57
58
59
60
Публицистичес
кий
стиль,
сфера
его
использования,
назначение
Публицистичес
кий
стиль.
Лексические,
морфологическ
ие
и
синтаксически
е особенности
стиля
Основные
жанры
публицистичес
кого
стиля:
заметка, статья,
репортаж
Основные
жанры
публицистичес
кого
стиля:
интервью,
очерк
Публицистичес
кий
стиль.
Практикум
Итоговый
контроль
«Функциональ
ная стилистика.
Культура
речи».
Сочинение
Язык
художественно
й литературы и
его отличия от
других
функциональн
ых
разновидносте
й языка
1
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
bab2c48
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
bab2ea0
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
bab3026
1
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
bab318e
44
Язык
художественно
61
й литературы.
Практикум
Основные
признаки
62
художественно
й речи
Основные
признаки
63
художественно
й
речи.
Практикум
Контрольная
64
итоговая
работа
Повторение
65
изученного.
Культура речи
Повторение
изученного.
66
Орфография.
Пунктуация
Повторение
67
изученного.
Текст
Повторение
изученного.
68
Функциональн
ая стилистика
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
ПО
ПРОГРАММЕ
1
1
Библиотека ЦОК
1
1
https://m.edsoo.ru/f
bab1578
1
1
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
bab0718
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
bab360c
Библиотека ЦОК
1
68
https://m.edsoo.ru/f
bab333c
5
0
45