РП Индивидуальный проект 10 класс

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №14 г. Каменск-Шахтинский

РАССМОТРЕНО

ШМО учителей
Протокол №1
от 29.08.2024 г.

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

__________Сидорова Ж.А.

________ Татаринова М.А.
Приказ №192 од
от 29.09.2024 г.

заместитель директора по УВР

от 29.08.2024 г.

директор МБОУ СОШ №14

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Индивидуальный проект»
для среднего общего образования
Срок освоения: 1 год (10 класс)

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Индивидуальному проекту» для 10 класса на уровне
среднего общего образования составлена на основе положений и требований
к
результатам
освоения
основной
образовательной
программы,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
среднего общего образования п. 18.31 на основе требований к результатам
освоения ФОП СОО, а также с учетом федеральной рабочей программы
воспитания. Подлежит непосредственному применению при реализации
обязательной части ФОП СОО.
Место учебного предмета «Индивидуальный проект» в системе школьного
образования определяется его познавательным и мировоззренческим
значением, вкладом в становление личности молодого человека.
«Индивидуальный проект» обеспечивает формирование у обучающихся
нравственных убеждений, высокой культуры межличностного общения,
овладение основами наук, навыками умственного и физического труда,
развитие
склонностей,
интересов,
способностей
к
социальному
самоопределению.
На уровне среднего общего образования учебный предмет «Индивидуальный
проект» является обязательным и представляет собой особую форму
организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный
проект).
Общей целью Индивидуального проекта является формирование
российской гражданской идентичности обучающихся. Воспитание и
социализация обучающихся, их самоидентификация посредством личностно и
общественно значимой деятельности, социального и гражданского
становления. Подготовка обучающегося к жизни в обществе,
самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу
профессиональной деятельности. Включение обучающихся в процессы
познания и преобразования социальной среды (населенного пункта, района,
города) для приобретения опыта реального управления и действия.
Задачи предмета «Индивидуальный проект» на уровне среднего общего
образования
определяются
Федеральными
государственными
образовательными стандартами (в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании в
Российской
Федерации»).
Организация
социального
и
учебноисследовательского
проектирования,
профессиональной
ориентации
обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов,
сотрудничество
с
базовыми
организациями,
организациями
профессионального образования, центрами профессиональной работы.
Включение обучающихся в
проектную деятельность, призванную
обеспечивать формирование у них опыта применения УУД в жизненных
ситуациях, навыков учебного сотрудничества и социального взаимодействия

со сверстниками, обучающимися младшего и старшего возраста, взрослыми,
на уровне среднего общего образования, имеет свои особенности.
Программа составлена с учетом количества часов, отводимого на
изучение предмета «Индивидуальный проект» учебным планом: на базовом
уровне в 10 классах по 1 учебному часу в неделю при 34 учебных неделях.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «Индивидуальный проект»
Личностные результаты
Изучение курса «Индивидуальный проект» в 10 классе направлено на
достижение учащимися следующих личностных результатов:
- российская идентичность, способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к
историко-культурной общности российского народа и судьбе России,
патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного
члена российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в
общественной жизни;
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию
позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность,
готовность и способность к личностному самоопределению, способность
ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную
жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии
решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных
формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно
значимой деятельности;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире,
готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в
нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению;
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
3

образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности.
Метапредметные результаты
Изучение курса «Индивидуальный проект» в 10 классе направлено на
достижение учащимися следующих метапредметных результатов:
Метапредметные
Регулятивные
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь
на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью.
Познавательные
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его
основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных
позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как
ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный
поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее
4

-

пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из
соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального
и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до
их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметные результаты
− давать определения понятиям: проблема, позиция, проект, проектирование,
исследование, конструирование, планирование, технология, ресурс проекта, риски
проекта, техносфера, гипотеза, предмет и объект исследования, метод
исследования, экспертное знание;
− раскрывать этапы цикла проекта;
− самостоятельно применять приобретённые знания в проектной
деятельности при решении различных задач с использованием знаний одного или
нескольких учебных предметов или предметных областей;
− владеть методами поиска, анализа и использования научной информации;
− публично излагать результаты проектной работы.

2. Содержание учебного предмета
Содержание программы в основном сфокусировано на процессах
исследования и проектирования (в соответствии с ФГОС), но вместе с тем
содержит необходимые отсылки к другим типам деятельности. При этом
программа предполагает практические задания на освоение инструментария
исследования и проектирования в их нормативном виде и в их возможной
взаимосвязи.
Тематически программа построена таким образом, чтобы дать
представление о самых необходимых аспектах, связанных с процессами
исследования и проектирования, в соответствии с существующими культурными
нормами. С помощью данного курса предполагается адаптирование этих норм для
понимания и активного использования школьниками в своих проектах и
исследованиях.
Предлагаемый курс рассчитан на 35 ч. освоения. Курс построен таким
образом, чтобы у обучающегося была возможность изучить часть теоретического
материала самостоятельно или под руководством взрослого. Изучение курса
предполагает совместную работу с куратором проекта в общем коммуникативном
5

пространстве и предполагает обсуждение собственных замыслов, идей, ходов,
однако, нацелено на собственную поисковую, проектную, конструкторскую или
иную по типу деятельность в относительно свободном режиме. Обучающийся
получает возможность сначала выдвинуть свою идею, затем проработать её,
предъявить одноклассникам и членам комиссии, получив конструктивные
критические замечания, и успешно защитить свою работу.
Количество часов на самостоятельную работу над проектом и исследованием
можно также варьировать с учётом индивидуальной готовности обучающихся. Для
самостоятельной работы важны умения, полученные в том числе на предыдущих
этапах обучения, а именно умения искать, анализировать и оценивать
необходимую для работы информацию. Помимо Интернета, следует не только
рекомендовать, но и требовать пользоваться научными и научно-популярными
изданиями в библиотечных фондах.
Коммуникативные события, которые включены в процесс тренировки и
выполнения проекта или исследования, следует специально подготавливать и
сценировать. Для этого необходимо заранее продумывать, как будет происходить
процесс коммуникации, а именно:
- что будет предметом доклада или сообщения участников события;
- каковы функции в обсуждении каждого его участника: задаёт вопросы на
понимание, высказывает сомнения, предлагает встречные варианты и т.
д.;
- какой рабочий формат будет выбран: фронтальная работа с общей
дискуссией, первоначальное обсуждение в группах или парах,
распределение ролей и подготовка шаблонов обсуждения или
спонтанные оценки сообщений;
- кто является регулятором дискуссии - педагог, ведущий (регулирующий)
этот курс, или привлечённый специалист, владеющий способностью
выстраивать содержательное обсуждение, процессом проблематизации и
способами выхода в позитивное продолжение работы.
Большое значение для реализации программы имеют лица в статусе
эксперта. Для старшеклассников, занимающихся проектами и исследованиями,
чрезвычайно важна интеллектуально насыщенная среда, в которой их работа могла
бы быть проанализирована с разных точек зрения. Регулярное сопровождение
процесса работы над проектом или исследованием ведёт ответственный за это
педагог. В дополнение обязательно нужны публичные слушания, во время которых
проявляются и проверяются многие метапредметные и личностные результаты
обучения в школе, достигнутые к моменту её окончания.
В качестве экспертов могут выступать учителя школы, выпускники школы студенты вузов, представители власти, бизнеса, государственных структур, так
или иначе связанных с тематикой и проблематикой работ старшеклассников. При
этом важно понимать, что необходимо предварительное согласование с
экспертами их позиции и функций. С одной стороны, эксперт должен честно
указывать на слабые или ошибочные подходы в рассуждениях ученика, а с другой
- непременно обозначать пути возможных решений, рекомендовать источники
необходимой информации, дополнительные методики, с тем чтобы у автора идеи
6

не опустились руки и не пропало желание продолжить работу.
Программа является метапредметной, поскольку предполагает освоение
ряда понятий, способов действия и организаторских навыков, стоящих «над»
предметными способами работы ученика. К ним относятся постановка проблем,
перевод проблем в задачи, схематизация и использование знаков и символов,
организация рефлексии, сценирование события. Несмотря на то, что программа
называется «Индивидуальный учебный проект», значительная часть занятий
предусматривает групповую и коллективную работу.
Основные идеи курса:
- единство материального мира;
- внутри- и межпредметная интеграция;
- взаимосвязь науки и практики;
- взаимосвязь человека и окружающей среды.
Формами контроля над усвоением материала могут служить отчёты по
работам,
самостоятельные
творческие
работы,
итоговые
учебноисследовательские проекты. Итоговое занятие проходит в виде научнопрактической конференции или круглого стола, где заслушиваются проекты
учащихся по выбранной теме исследования, которые могут быть представлены в
форме реферата или отчёта по исследовательской работе.
Функциональные обязанности участников образовательных отношений
Роль учителя.
Учитель на всех этапах выступает как помощник, обеспечивая деятельность
школьника:
– консультирует (учитель
провоцирует
вопросы,
размышления,
самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации,
трансформируя образовательную среду и т. п.);
– мотивирует (раскрывает перед обучающимися ситуацию проектной
деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения);
– провоцирует (предлагает
вопросы,
требующие
размышления,
самостоятельной оценки деятельности, моделирует различные ситуации);
– наблюдает (получение информации, которая позволит продуктивно работать
во время консультации и ляжет в основу его действий по оценке уровня
компетентности учащихся). Поэтапно отслеживает результаты проектной
деятельности;
– координирует работу обучающихся.
Роль ученика
– выступает активным участником, т.е. становится субъектом деятельности;
– имеет определенную свободу в выборе способов и видов деятельности для
достижения поставленной цели;
– имеет возможность самостоятельно приращивать знания и навыки по
выбранной проблеме (теме);
– повышается ответственность за выполнение работы и ее результаты;
– самостоятельное планирование деятельности и презентация её результатов;
– возможность совместной интеллектуальной деятельности малых групп,
консультации учителя.
7

1
2

№

3
4

№п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

17.
18.
19.
20.
21.

2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Содержание
Введение. Цели и задачи курса. Этапы работы.
Способы получения и переработки информации. Методы
и алгоритмы исследования.
Нормы и правила оформления материалов и выводов.
Способы иллюстрации результатов проектной
деятельности.
Представление результатов учебно – исследовательской
работы.
Итого

Количество часов
8
8
11
7
34

3. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел учебного курса
Тема урока

Колво
часов

Контроль
ные
работы

Практи
ческие
работы

I четверть
Введение. Цели и задачи курса. Этапы работы. (8 ч.)
Индивидуальный маршрут – цели, задачи курса.
1
Проекты в современное время.
Проектная деятельность. Виды проектов.
1
Проектная деятельность. Этапы работы над проектом.
1
Проектная деятельность. Выбор проекта.
1
Этапы работы над проектом.
1
Поиск и анализ проблем проектной деятельности.
1
Формирование ресурсов для успешного
1
осуществления проекта.
Определение источников информации.
1
II четверть
Способы получения и переработки информации. Методы и алгоритмы
исследования. (8 ч.)
Актуальность темы проекта. Анализ проблемной
1
ситуации.
Исследование – как форма познания.
1
Методы исследования.
1
Алгоритм исследования. Работа в библиотеке с
1
каталогом.
Отбор литературы по теме проекта.
1
Алгоритм исследования. Отбор литературы.
1
Обработка информации. Обоснование информации.
1
Обобщение информации и ее презентация.
1
III четверть
Нормы и правила оформления материалов и выводов. Способы иллюстрации
результатов проектной деятельности. (11ч.)
Анализ, синтез, структура.
1
Нормы и правила оформления материалов и выводов.
1
Способы иллюстрации результатов проектной
1
деятельности.
Рисунки, схемы, графики.
1
Таблицы, сноски, приложения.
1
8

22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Формирование приложений.
Систематизация и обобщение материалов.
Формы и виды презентаций.

1
1
2

Технические требования к представлению результатов.

2

IV четверть
Представление результатов учебно – исследовательской работы. (7 ч.)
Сценарий презентации.
1
Программно - техническое обеспечение.
1
Коммуникация.
1
Деловое общение. Взаимодействие с окружающими.
1
Представление и защита проекта.
3
Итого

34

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».