ЭК Избранные вопросы инф10

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №14 г. Каменск-Шахтинский

РАССМОТРЕНО

руководитель МО
математики, информатики,
технологии
_________Сидорова Ж.А.
Протокол №1
от 29.08.2024 г.

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

__________Сидорова Ж.А.

________ Татаринова М.А.
Приказ №192 од
от 29.09.2024 г.

заместитель директора по УВР

от 29.08.2024 г.

директор МБОУ СОШ №14

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса «Избранные вопросы информатики»
для среднего общего образования
Срок освоения: 2 года (10-11 класс)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена в полном соответствии с Федеральным
государственным

образовательным

стандартом

среднего

общего

образования Элективный курс: «Избранные вопросы информатики» в 10-11
классе включен в

основную

образовательную

программу

среднего

общего образования МБОУ СОШ №14.
Современный этап развития России, определяемый масштабными
социально-экономическими

преобразованиями

внутри

страны

и

общемировыми тенденциями перехода к информационному обществу,
предполагает высокий уровень адаптации выпускника школы к жизни и
работе в высокотехнологичной наукоёмкой среде. Соответствующий
социальный заказ отражен в Указах Президента РФ, решениях Правительства
РФ и международных документах (Приоритетные направления науки,
технологий и техники и перечень критических технологий РФ, Федеральная
целевая программа «Электронная Россия», государственная инициатива
«Наша новая школа», Окинавская хартия глобального информационного
общества, Болонская декларация и др.). Формирование фундаментальных
представлений, касающихся информационной составляющей современного
мира, создания и использования информационных и коммуникационных
технологий (ИКТ) — прерогатива школьного курса информатики. Его
изучение обеспечит школьникам более широкие возможности реализации
индивидуальных

образовательных

запросов;

будет

способствовать

повышению уровня адаптации выпускника школы к жизни и работе в
современном информационном обществе; даст дополнительные гарантии
получения качественного бесплатного конкурентоспособного образования,
которое невозможно без знания информатики и ИКТ; положительно скажется
на 2 уровне подготовки выпускников школы, которые будут иметь
необходимые компетенции для получения профессионального образования.
Основная цель изучения учебного предмета «Информатика» на базовом

уровне среднего общего образования — обеспечение дальнейшего развития
информационных компетенций выпускника, его готовности к жизни в
условиях развивающегося информационного общества и возрастающей
конкуренции на рынке труда. В связи с этим изучение информатики в 10–11
классах должно обеспечить:
•

сформированность

информационных

и

представлений

коммуникационных

о

роли

технологий

информатики,
в

современном

обществе;
• сформированность основ логического и алгоритмического мышления;
• сформированность умений различать факты и оценки, сравнивать
оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с
определённой системой ценностей, проверять на достоверность и обобщать
информацию;
• сформированность представлений о влиянии информационных
технологий на жизнь человека в обществе; понимание социального,
экономического, политического, культурного, юридического, природного,
эргономического,

медицинского

и

физиологического

контекстов

информационных технологий;
•

принятие

правовых

и

этических

аспектов

информационных

технологий; осознание ответственности людей, вовлечённых в создание и
использование информационных систем, распространение информации.
• создание условий для развития навыков учебной, проектной, научноисследовательской и творческой деятельности, мотивации обучающихся к
саморазвитию.
Элективный курс: «Избранные вопросы информатики» рассчитан на 34
часа (1 час в неделю, 34 учебных недель) за счет компонента ОО в
соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №14 на 2024 – 2025 учебный
год.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Тематический блок «Алгоритмизация и программирование»
Данный блок включает в себя блок «Технологии программирования».
Основные понятия, связанные с использованием основных алгоритмических
конструкций. Решение задач на исполнение и анализ отдельных алгоритмов,
записанных в виде блок-схемы, на алгоритмическом языке или на языках
программирования. Повторение методов решения задач на составление
алгоритмов для конкретного исполнителя (задание с кратким ответом) и
анализ дерева игры. Решение тренировочных задач на поиск и исправление
ошибок в небольшом фрагменте программы. Решение задач средней
сложности на составление собственной эффективной программы (30-50
строк).
Тематический блок «Информация и ее кодирование»
Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных
задач на измерение количества информации (вероятностный подход),
кодирование текстовой информации и измерение ее информационного
объема,

кодирование

графической

информации

и

измерение

ее

информационного объема, кодирование звуковой информации и измерение
ее

информационного

объема,

умение

кодировать

и

декодировать

информацию.
Тематический блок «Технологии обработки информации»
В данный блок включены такие блоки, как «Моделирование и
компьютерный эксперимент», «Программные средства информационных и
коммуникационных технологий», «Технология обработки графической и
звуковой информации», «Технология обработки информации в электронных
таблицах», «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах
данных», «Телекоммуникационные технологии». Повторение методов
решения задач по теме. Решение тренировочных задач на моделирование и
формализацию.

Основные

понятия

классификации

программного

обеспечения, свойств и функциональных возможностей основных видов
программного обеспечения, структуры файловой системы, включая правила
именования каталогов и файлов. Решение тренировочных задач по теме.
Повторение принципов векторной и растровой графики, в том числе способов
компьютерного представления векторных и растровых изображений.
Решение задач на умение оперировать с понятиями «глубина цвета»,
«пространственное и цветовое разрешение изображений и графических
устройств», «кодировка цвета», «графический объект», «графический
примитив», «пиксель». Основные правила адресации ячеек в электронной
таблице. Понятие абсолютной и относительной адресации. Решение
тренировочных задач на представление числовых данных в виде диаграмм.
Повторение принципов организации табличных (реляционных) баз данных и
основных понятий: «таблица», «запись таблицы», «поле записи», «значение
поля», а также технологии хранения, поиска и сортировки информации в БД.
Решение тренировочных задач на отбор (поиск) записей по некоторым
условиям и их сортировка. Технология адресации и поиска информации в
Интернете.
Тематический блок «Основы логики»
Основные понятия и определения (таблицы истинности) трех основных
логических операций (инверсия, конъюнкция, дизъюнкция), а также
импликации. Повторение методов решения задач по теме. Решение
тренировочных

задач

на

построение

и

преобразование

логических

выражений, построение таблиц истинности, построение логических схем.
Решение логических задач на применение основных законов логики при
работе с логическими выражениями.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ИНФОРМАТИКЕ

НА

УРОВНЕ

ОСНОВНОГО

ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты отражают готовность и способность
обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией
личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних
убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского
общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе
реализации средствами учебного предмета основных направлений
воспитательной деятельности. В результате изучения информатики на уровне
среднего общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона
и правопорядка, соблюдение основополагающих норм информационного
права и информационной безопасности;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам в виртуальном пространстве;
2) патриотического воспитания:
ценностное отношение к историческому наследию, достижениям России
в науке, искусстве, технологиях, понимание значения информатики как науки
в жизни современного общества;
3) духовно-нравственного воспитания:
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, в том числе в
сети Интернет;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и
технического творчества;
способность воспринимать различные виды искусства, в том числе
основанные на использовании информационных технологий;
5) физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни,
ответственного отношения к своему здоровью, в том числе и за счёт

соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных и
коммуникационных технологий;
6) трудового воспитания:
готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность;
интерес к сферам профессиональной деятельности, связанным с
информатикой, программированием и информационными технологиями,
основанными на достижениях информатики и научно-технического прогресса,
умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать
собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения, в том числе с учётом возможностей информационнокоммуникационных технологий;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития информатики, достижениям научно-технического прогресса
и общественной практики, за счёт понимания роли информационных
ресурсов, информационных процессов и информационных технологий в
условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного
общества;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения программы по
информатике у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект,
предполагающий сформированность:
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и
успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать исходя из своих
возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние
других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к
сочувствию и сопереживанию;

социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения
с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения информатики на уровне среднего общего
образования у обучающегося будут сформированы метапредметные
результаты, отражённые в универсальных учебных действиях, а именно:
познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные
универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
1) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему,
рассматривать её всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения,
классификации и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов
целям, оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального
и комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.
2) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем, способностью и готовностью к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
овладеть видами деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
формирование научного типа мышления, владение научной
терминологией, ключевыми понятиями и методами;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов
действия в профессиональную среду;
переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения,
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
3) работа с информацией:
владеть навыками получения информации из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения
информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие
правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
владеть
навыками
распознавания
и
защиты
информации,
информационной безопасности личности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
1) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
уметь смягчать конфликты;

владеть различными способами общения и взаимодействия,
аргументированно вести диалог;
развёрнуто и логично излагать свою точку зрения.
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по её достижению: составлять
план действий, распределять роли с учётом мнений участников,
обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Регулятивные универсальные учебные действия
1) самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся
ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за
решение;
оценивать приобретённый опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень.
2) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и

оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора
верного решения;
оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности.
3) принятия себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности;
признавать своё право и право других на ошибку;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В процессе изучения Элективного курса «Избранные вопросы
информатики в 10 классе» обучающимися будут достигнуты следующие
предметные результаты:
владение представлениями о роли информации и связанных с ней
процессов в природе, технике и обществе, понятиями «информация»,
«информационный процесс», «система», «компоненты системы», «системный
эффект», «информационная система», «система управления»;
владение методами поиска информации в сети Интернет, умение
критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет;
умение характеризовать большие данные, приводить примеры
источников их получения и направления использования;
понимание основных принципов устройства и функционирования
современных стационарных и мобильных компьютеров, тенденций развития
компьютерных технологий;
владение навыками работы с операционными системами, основными
видами программного обеспечения для решения учебных задач по выбранной
специализации;
соблюдение требований техники безопасности и гигиены при работе с
компьютерами и другими компонентами цифрового окружения, понимание
правовых основ использования компьютерных программ, баз данных и
материалов, размещённых в сети Интернет;
понимание основных принципов дискретизации различных видов
информации, умение определять информационный объём текстовых,
графических и звуковых данных при заданных параметрах дискретизации;
умение строить неравномерные коды, допускающие однозначное
декодирование сообщений (префиксные коды);

владение теоретическим аппаратом, позволяющим осуществлять
представление заданного натурального числа в различных системах
счисления, выполнять преобразования логических выражений, используя
законы алгебры логики;
умение создавать структурированные текстовые документы и
демонстрационные материалы с использованием возможностей современных
программных средств и облачных сервисов.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В процессе изучения элективного курса «Избранные вопросы информатики»
в 10 классе обучающимися будут достигнуты следующие результаты:
понимание целей проведения ЕГЭ;
понимание особенностей проведения ЕГЭ по информатике;
владение структурой и содержанием КИМов ЕГЭ по информатике;
владение базовыми механизмами обращения с внешним миром в данной
операционной среде (язык программирования, интерфейс с операционной
системой);
владение
теоретическим
аппаратом,
позволяющим
осуществлять
представление о единицах измерения информации, принципах кодирования,
системы счисления; понятие алгоритма, его свойств, способов записи; основные
алгоритмические конструкции; основные элементы программирования; основные
элементы математической логики; архитектура компьютера; программное
обеспечение; использовать основные понятия в информационных и
коммуникационных технологиях.
научится:
- эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
- оформлять решение заданий с выбором ответа и кратким ответом на бланках
ответа в соответствии с инструкцией;
- оформлять решение заданий с развернутым ответом в соответствии с
требованиями инструкции по проверке;
- применять различные методы решения тестовых заданий различного типа по
основным тематическим блокам по информатике:
- подсчитывать информационный объём сообщения;
- осуществлять перевод из одной системы счисления в другую;
- осуществлять арифметические действия в двоичной, восьмеричной и
шестнадцатеричной системах счисления;
использовать
стандартные
алгоритмические
конструкции
при
программировании;
- строить и преобразовывать логические выражения;
- строить для логической функции таблицу истинности и логическую схему;
- использовать необходимое программное обеспечение при решении задачи;
- писать программы, используя следующие стандартные алгоритмы:
- суммирование массива;
- проверка упорядоченности массива;
- слияние двух упорядоченных массивов;
- сортировка (например, вставками) поиск заданной подстроки (скажем, "abc")
в последовательности символов поиск корня делением пополам;
- поиск наименьшего делителя целого числа;
- разложение целого числа на множители (простейший алгоритм);

- умножение двух многочленов;
- нарисовать на экране график синуса;
- нарисовать на экране окружность;
- подсчитать число символов и строк в файле;
- подсчитать число файлов в данной директории (каталоге, папке);
- реализовывать сложный алгоритм с использованием современных систем
программирования.
Каждое занятие тематических блоков может быть построено по следующему
алгоритму:
1. Повторение основных методов решения заданий по теме,
2. Совместное решение заданий ЕГЭ,
3. Самостоятельная работа учащихся по решению тестовых заданий.
Для оперативного контроля усвоения учебного материала проводится
текущий письменный опрос в виде тестирования (задания ЕГЭ).
Уровень усвоения разделов курса устанавливают с помощью итоговых
контрольных работ.
Содержание «Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по информатике»
Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по
ЕГЭ как форма независимой оценки уровня учебных достижений выпускников 11
класса.
Особенности проведения ЕГЭ по информатике.
Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых заданий.
Структура и содержание КИМов по информатике. Основные термины ЕГЭ.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ ИНФОРМАТИКИ В 10 КЛАССЕ
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Раздел 1. Структура КИМа
1.1

Подходы к
разработке КИМа

Итого по разделу

2
2

Раздел 2. Алгоритмы и программирование
2.1

Рекурсивные
алгоритмы

Итого по разделу

8

1

4

8

Раздел 3. Теоретические основы информатики
3.1

Логические
основы
компьютера

4

3.2

Моделирование

2

3.3

Базы данных

4

3.4

Кодирование
информации

8

3.5

Граф

2

3.6

Электронные
таблицы

4

Итого по разделу

24

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

2

1

2

1

2

3

0

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ ИНФОРМАТИКИ В 10 КЛАССЕ
№
п/п

1.

2.

3.
4.
5.
6.

Количество часов
Тема урока

Основные подходы к
разработке контрольных
измерительных материалов
ЕГЭ по информатике
Основные подходы к
разработке контрольных
измерительных материалов
ЕГЭ по информатике
Анализ и построение
алгоритмов для исполнителей
Анализ и построение
алгоритмов для исполнителей
Рекурсивные алгоритмы
Рекурсивные алгоритмы

7. Анализ программ
8. Анализ программ

Выполнение алгоритмов для
исполнителя Робот
10 Выполнение алгоритмов для
исполнителя Робот
9.

Построение таблиц
истинности логических
выражений. Частично
11.
заполненные таблицы
истинности логических
выражений
Построение таблиц
истинности логических
выражений. Частично
12.
заполненные таблицы
истинности логических
выражений
13.

Построение таблиц
истинности логических

Всего

Контрольн
ые работы

Практичес
кие работы

1

1

1
1

1

1
1

1

1
1

1

1
1

1

1

1

1

1

Электронны
е цифровые
образовател
ьные
ресурсы

выражений. Логические
выражения, содержащие более
трёх переменных
Построение таблиц
истинности логических
14 выражений. Логические
выражения, содержащие более
трёх переменных
Анализ информационных
15
моделей
16
17
18
19
20

21

22

23

24

25
26
27

Анализ информационных
моделей
Базы данных. Файловая
система
Базы данных. Файловая
система
Базы данных. Файловая
система
Базы данных. Файловая
система
Кодирование и операции над
числами в разных системах
счисления. Кодирование и
декодирование информации
Кодирование и операции над
числами в разных системах
счисления. Кодирование и
декодирование информации
Кодирование и декодирование
информации. Передача
информации
Кодирование и декодирование
информации. Передача
информации
Перебор слов и системы
счисления
Перебор слов и системы
счисления
Вычисление количества
информации

1

1

1
1

1

1
1

1

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1
1
1

1

28
29
30
31
32
33
34

Вычисление количества
информации
Поиск путей в графе
Поиск путей в графе
Анализ диаграмм и
электронных таблиц
Анализ диаграмм и
электронных таблиц
Организация компьютерных
сетей. Адресация
Организация компьютерных
сетей. Адресация

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

1

1
1

1

1
1

1

1
1
34

1

2

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».