Информационно-разъяснительное письмо
об основных изменениях, внесенных в федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования,
и организации работы по его введению
Приказом
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт среднего общего
образования»,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от
17
мая
12
сентября
2012
2022
г.
г.,
№
413»
(зарегистрирован
регистрационный
№
70034)
Минюстом
внесены
России
изменения
в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования (далее соответственно – ФГОС, обновленный ФГОС СОО).
Целью
информационно-разъяснительного
письма
является
рассмотрение
основных изменений, внесенных в обновленный ФГОС СОО, особенностей
организации образовательной деятельности при его реализации и перспектив
их учета при организации образовательного процесса.
Принцип преемственности начального общего, основного общего
и среднего общего образования
При внесении изменений во ФГОС СОО реализовывался принцип единства
образовательного пространства 1 и преемственности со ФГОС начального общего
и основного общего образования 2 , выраженный в том числе в детализированных
требованиях к личностным, метапредметным и предметным результатам.
Уточненные
формулировки
позволяют
привести
в
соответствие
образовательным программам содержание учебников и контрольно-измерительных
1
Пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2022, № 39, ст. 6541).
2
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 5 июля 2021 г., регистрационный № 64100); Федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от
5 июля 2021 г., регистрационный № 64101)
2
материалов, используемых при проведении государственной итоговой аттестации
(далее – ГИА).
Содержание ФГОС СОО обновлено с учетом ведущих направлений научнотехнологического
развития
страны, приоритетов
государственной
политики
в области воспитания и образования.
Организация образовательного процесса в соответствии
с обновленным ФГОС СОО
С учетом практики организации образовательного процесса реализацию
образовательной программы среднего общего образования в соответствии с
обновленным ФГОС СОО рекомендуется начать с 1 сентября 2023 года в 10 классах.
Обращаем
внимание,
образовательных
что
основные
общеобразовательные
организаций
программы
подлежат
приведению
в соответствие с федеральными основными общеобразовательными программами
не позднее 1 сентября 2023 года.
Общий объем аудиторной работы обучающихся
Общий
объем
аудиторной
работы
обучающихся,
прописанный
в обновленных ФГОС СОО, приведен в соответствие с максимальной аудиторной
нагрузкой,
обозначенной
в
требованиях
к
организации
деятельности, определенных СанПиН 1.2.3685-21
образовательной
«Гигиенические
нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов
среды
обитания»
(утверждены
постановлением
Главного
государственного санитарного врача от 28 января 2021 г. № 2) (далее – СанПиН).
Максимально допустимая аудиторная нагрузка обучающихся за два учебных
года среднего общего образования не может быть более 2516 академических часов
(на 74 часа меньше по сравнению с предыдущей редакцией ФГОС СОО),
что соответствует СанПиН и позволяет предупредить переутомление и сохранить
оптимальный уровень работоспособности обучающихся.
3
Определение количества/списка изучаемых учебных предметов
В соответствии с обновленным ФГОС СОО учебный план обучения должен
содержать не менее 13 учебных предметов (русский язык, литература, иностранный
язык, математика, информатика, история, география, обществознание, физика,
химия, биология, физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности)
и предусматривать изучение не менее 2 учебных предметов на углубленном уровне
в соответствии с выбранным профилем обучения.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебные
предметы «Второй иностранный язык», «Родной язык», «Родная литература» может
быть включены в учебный план в случае поступления соответствующих заявлений
от обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся при наличии в образовательной организации необходимых условий.
Расширение списка обязательных учебных предметов призвано обеспечить
качественную подготовку обучающихся на уровне среднего общего образования
в том числе по предметам естественнонаучного и социально-гуманитарного цикла
(физика,
химия, биология, обществознание,
география),
изучение
которых
в соответствии с предыдущей редакцией ФГОС СОО осуществлялось по выбору
обучающихся и (или) родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся.
Сохранение на уровне среднего общего образования обязательного изучения
русского языка на одном (базовом) уровне для всех профилей, предусмотренных
ФГОС СОО, связано с тем, что русский язык – государственный язык Российской
Федерации. Экзамен по русскому языку обязателен для всех обучающихся, владение
современным литературным языком, навыками работы с различной текстовой
информацией необходимы каждому выпускнику образовательной организации
независимо от профиля обучения.
Важным изменением является включение изучения некоторых учебных
предметов на углубленном уровне на уровне среднего общего образования, в том
числе одного из самых выбираемых предметов для прохождения ГИА в 11 классе
4
–
обществознания.
В
этой
связи
для
усиления
правоведческой
и экономиковедческой составляющих образования содержание таких предметов
как «Право» и «Экономика» интегрировано в предмет «Обществознание» базового
и углубленного уровня.
Содержание учебного предмета «Астрономия» вошло в полном объеме
в содержание учебного предмета «Физика», также сохранены и требования
к предметным результатам. Содержание учебных предметов «Естествознание»
и «Экология» сквозной содержательной линией включено в такие учебные
предметы как «Биология», «Химия», «Физика», усиливая содержание этих
предметов.
Содержание учебного предмета «Россия в мире» вошло в учебные предметы
«История» и «Обществознание».
В
связи
с
тем,
что
такие
предметы
как
«Право»,
«Экономика»,
«Естествознание», «Россия в мире», «Экология» изучались по выбору обучающихся,
образовательные результаты, формируемые содержанием указанных учебных
предметов, не являлись предметом оценки в рамках ГИА и иных оценочных
процедур. Освоение обучающимися образовательных программ по названным
учебным предметам не проверялось. В настоящее время благодаря утверждению
обновленного ФГОС СОО эта работа будет систематизирована, содержание
обозначенных во ФГОС СОО учебных предметов будет проверяться в рамках
оценочных процедур.
Таким образом, в обновленном ФГОС СОО сохранены объем и содержание
всех учебных предметов предыдущей редакции ФГОС СОО. Более того, в рамках
части, формируемой участниками образовательных отношений, образовательная
организация вправе включить в учебные планы дополнительные учебные предметы,
курсы по выбору обучающихся в соответствии со спецификой профиля
и возможностями общеобразовательной организации.
Обновление ФГОС СОО позволяет вернуть в учебный план традиционную
парадигму преподавания учебных предметов с опорой на общекультурные
5
и общеобразовательные традиции получения общего образования, усилить
фундаментальную составляющую каждого учебного предмета.
О методической поддержке педагогических работников
и управленческих кадров
Индивидуальную
обновленного
ФГОС
консультативную
СОО
помощь
педагогический
по
вопросам
работник
и
реализации
руководитель
образовательной организации могут получить, обратившись к ресурсу «Единое
содержание общего образования»3.
На портале Единого содержания общего образования действует конструктор
рабочих программ – удобный бесплатный онлайн-сервис для индивидуализации
рабочих программ по учебным предметам: https://edsoo.ru/constructor/.
Целесообразно не только проинформировать педагогов и образовательные
организации
о
возможности
получить
консультативную
поддержку
на федеральном уровне, но и подключить к этой работе региональные,
муниципальные и школьные методические службы и объединения, а также лидеров
методических сообществ субъекта Российской Федерации.
Созданные и доступные уже сегодня методические ресурсы и сервисы являются
методической
базой
как
для
самоподготовки
учителя
в
соответствии
с обновленным ФГОС СОО, так и для научно-методического обеспечения
деятельности методических объединений и служб институционального (школьного),
муниципального и регионального уровней.
Об управленческих механизмах введения обновленного ФГОС СОО
Министерством просвещения Российской Федерации разработаны:
план-график мероприятий Минпросвещения России по введению обновленного
ФГОС СОО;
примерный план-график мероприятий введения обновленного ФГОС СОО
в субъекте Российской Федерации.
3
https://edsoo.ru/Goryachaya_liniya.htm
6
Разработка и реализация основных образовательных программ среднего общего
образования в соответствии с обновленным ФГОС СОО должна опираться
на комплекс организационно-управленческих мероприятий и организационнометодическую поддержку каждого педагога.
К числу организационно-управленческих мероприятий относятся:
разработка нормативно-правовых документов и локальных актов различного
уровня;
планирование и реализация мероприятий по обеспечению условий реализации
обновленного
ФГОС
СОО
(материально-технических,
финансовых,
информационных и других);
организация работы методических служб на региональном, муниципальном
уровнях
и
уровне
образовательной
организации,
региональных
учебно-
методических объединений и ассоциаций учителей-предметников.
Организационно-методическая поддержка каждого учителя в период перехода
на обновленный ФГОС СОО должна включать:
проведение анализа уроков, организованных в соответствии с требованиями
обновленного ФГОС СОО;
организацию взаимопосещения занятий учителями как в рамках одного
методического направления, так и между методическими группами;
выработка методических рекомендаций на уровне образовательной организации
по
совершенствованию
используемых
методов
и
приемов
достижения
промежуточных
результатов
образовательных результатов;
рассмотрение
на
педагогических
советах
реализации обновленного ФГОС СОО;
формирование системы наставничества для профессионального роста молодых
специалистов;
контроль качества организации учителем учебно-воспитательного процесса.
Учитывая разделение полномочий между различными уровнями управления
системой образования в субъекте Российской Федерации целесообразно:
актуализировать
организационно-управленческую
модель,
созданную
7
в рамках введения обновленных ФГОС НОО и ООО, в части введения обновленного
ФГОС СОО;
разработать
и
утвердить
(обновить,
внести
изменения)
план-график
мероприятий по введению обновленного ФГОС СОО на региональном и
муниципальном уровнях;
организовать обучение и подготовку управленческих и педагогических команд;
продолжить работу методических служб на региональном, муниципальном
уровнях
и
уровне
образовательной
организации,
региональных
учебно-
методических объединений и ассоциаций учителей-предметников;
организовать
обновление
учебно-методической
документации
мониторинг
обновленного
в образовательных организациях;
осуществлять
систематический
введения
ФГОС СОО;
обеспечить информирование общественности о ходе и значимости введения
обновленного ФГОС СОО в Российской Федерации.
Федеральным оператором, координирующим деятельность по введению
обновленного ФГОС СОО, определен ФГБНУ «Институт стратегии развития
образования РАО».
Организационно-методическое
сопровождение
введения
и
реализации
обновленного ФГОС СОО будет продолжено, в том числе в части утверждения
федеральной
основной
общеобразовательной
программы
среднего
общего
образования4.
Часть 65 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53,
ст. 7598; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2022,
24 сентября, № 0001202209240008)
4